Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Год педагога и наставника 2023

27 февраля 2023 г.

Рокутова Светлана Ивановна – мудрый педагог и наставник

       Цель внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения профессиональной ориентации всех обучающихся разных уровней образования.

     В школе реализуются две формы наставничества:  «Учитель - ученик» и «Учитель - учитель».

     Учитель русского языка и литературы Рокутова Светлана Ивановна – участник внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10.  Педагогом целевой моделью наставничества охвачено  11 обучающихся 11 класса.

     Участие в реализации модели наставничества  позволяет Светлане Ивановне реализовывать  интересы своей педагогической деятельности: готовность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять наставляемому  простор для самостоятельной деятельности; желание вкладывать энергию и силу в развитие своего подопечного.

     Для реализации  основных    запросов  наставляемых - улучшение образовательных и творческих результатов, развитие  способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции, повышение успеваемости, педагог вовлекает обучающихся в различные мероприятия: Всероссискую олимпиаду школьников,  Всероссийский образовательный проект «Урок Цифры», Всероссийский конкурс сочинений  «Без срока  давности», Областной конкурс

«ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия».

     В  рамках объявления в Российской Федерации 2022 года  «Годом культурного наследия народов России» в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10  30 сентября 2022 года прошел  муниципальный этап областного конкурса «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия», в котором приняли участие 4 обучающихся 11 класса.

    Участие обучающихся  в муниципальном  этапе конкурса  определило в большей степени работу наставника,   учителя русского языка и литературы Рокутовой Светланы Ивановны,   по второй части конкурса -  написанию сочинения-эссе о  сохранении национальной идентичности и духовных ценностей предков  с учетом требований к содержательному аспекту сочинения – эссе: соответствию выбранной теме, глубине ее раскрытия, ценностной направленности и другим критериям.

   Два  участника конкурса получили возможность принять участие в региональном этапе конкурса, Гордеев Вячеслав как победитель муниципального этапа, а Глуходедова Анастасия – призер муниципального этапа.

     В региональном этапе областного конкурса «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия» принял участие  Гордеев Вячеслав.

      В сентябре-октябре 2022-2023 учебного года был проведен школьный этап всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе олимпмады по русскому языку приняли участие 9 обучающихся 11 класса.

     По итогам проведения олимпиады обучающийся 11 класса Гордеев Вячеслав набрал 57 баллов из 98 возможных и стал победителем школьного этапа ВсОШ по русскому языку и участником муниципального этапа.

    Для подготовки к участию в муниципальном этапе наставником, Рокутовой Светланой Ивановной, была  организована подготовка наставляемого  по различным разделам русского языка:  этимологии, лексикографии, фонетики, графики, орфографии, лексикологии, фразеологии, орфоэпии, словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике.

     Такая подготовка к олимпиаде по русскому языку позволила сформировать у наставляемого навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь явилось  залогом всестороннего развития личности и позволило обучающемуся  11 класса Гордееву Вячеславу стать победителем муниципального этапа ВсОШ.

Кожухов Александр Александрович – участник целевой модели наставничества

В МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 согласно паспорту регионального проекта «Современная школа (Ростовская область)»  национального проекта «Образование» организована педагогическая деятельность  по реализации  различных форм сопровождения и наставничества:  «Учитель - ученик» и «Учитель - учитель».

     Целевая модель наставничества рассматривается как компонент современной системы образования Российской Федерации.  В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования.

     Учитель физической культуры Кожухов  Александр Александрович   реализует в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 обе формы целевой модели наставничества для интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, повышения   профессиональных компетенций.

     Педагогом целевой моделью наставничества «Учитель - ученик» охвачено  12 обучающихся 6-10 классов. Реализация  основных    запросов  наставляемых - развитие познавательной  активности в развитии личности, улучшение образовательных и творческих результатов, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, осуществляется педагогом посредством привлечения наставляемых  к занятиям   в спортивных кружках и секциях, участию в спортивных конкурсах и соревнованиях различного уровня.

      Наставляемые педагога принимают активное участие и занимают призовые места в спортивных мероприятиях: соревнования по  волейболу посвященные «Дню России» (победитель и призер муниципального уровня), ВФСК ГТО (2 золотых знаков ГТО), турнир по волейболу посвященный «Дню Победы» среди юношей 2010-2012 года рождения» (победитель муниципального уровня), чемпионат Ростовской области по волейболу среди юношей 2010-2011 годов рождения (призер  регионального  уровня).

       Вовлечение 8 наставляемых в проведение   школьного этапа ВсОШ по физической культуре  в   сентябре-октябре 2022-2023 учебного года позволило 5 обучающимся успешно реализовать свой личностный потенциал и достичь призовых результатов.  Два победителя и три призера школьного  этапа ВсОШ принали участие в  муниципальном этапе. Обучающаяса 8в класса Синько Ольга стала призером муниципального этапа ВсОШ.

     Достижение призовых мест  школьного и муниципального  этапов  ВсОШ, спортивных соревнований  и конкурсов – показатель сформированности у наставника Кожухова Александра Александровича  определенных компетенций педагогической деятельности:  предметных - организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; психолого-педагогических - применение  форм, средств и методов  психолого-педагогического управления деятельностью обучающихся в зависимости от особенностей конкретных обучающихся и решаемых задач по коррекции их поведения и развитию личности; коммуникативных – организация продуктивного сотрудничества, основанного на  выполнении совместно выработанных решений.

      Участие в  реализации формы наставничества «Учитель - учитель»   рассматривается как личностное участие наставника в процессе формирования самостоятельно мыслящего педагога, технологически способного к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

      Включение в реализацию целевой модели наставничества молодого специалиста, учителя физической культуры Лемешко Владислава Сергеевича,    наставник Кожухов Александр Александрович определяет как задачу создания условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения,  становления профессионального мастерства молодого педагога.

     Молодой специалист получет постоянные консультации наставника по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана урока, эффективным методам организации учебной деятельности обучающихся, способам активизации познавательной деятельности обучающихся, организации внеурочной  работы  и по многим другим вопросам. Включается в работу по самообразованию. Совместно с наставником определяет  методическую тему по самообразованию; планирует  работу над методической темой: программа саморазвития; осуществляет отбор теоретического материала по тематике самообразования, разрабатывает и проводит уроки, внеурочные мероприятия.

       Принимая во внимание  Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года,  Концепцию развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030, определившими   приоритетным направлением  развития сферы физической культуры и спорта  обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования,     в качестве методической темы самообразования молодой специалист Лемешко Владислав определил  тему: «Спортивная игра «Тэг-рэгби», реализация которой осуществляется в рамках внеурочной деятельности.

    В рамках работы по данному направлению педагог принимает участие в методических семинарах:  практический региональный обучающий семинар по ТЭГ – Регби,      региональный семинар «Судейский семинар по ТЭГ – Регби».  Вовлекает обучающихся в спортивные соревнования и конкурсы различного уровня. В соревнованиях по рэгби внутришкольного уровня обучающиеся постигают правила, технику и тактику  игры; овладевают  базовыми навыками выполнения действий игры.

    Участие команды  обучающихся МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 в муниципальном этапе Первенства Ростовской области  «Кубок Ростсельмаша по «Тэг-рэгби»,   организованном Всероссийской Ассоциацией  «Тэг-рэгби»,  позволило продемонстрировать приобретенные  практические навыки,  упорство в достижении поставленной цели  и  принесло команде  призовое 3 место.

        В ходе реализации программ наставничества наставником осуществляется анализ эффективности  реализуемых программ, при необходимости     вносятся  корректировки во все этапы реализации программ в соответствии с полученными результатами.