Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Всероссийская олимпиада школьников

Анализ участия обучающихся МБОУ Зимовниковской СОШ №10 в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году

     В сентябре-октябре 2022-2023 учебного года был проведен школьный этап всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе предметных олимпиад приняли участие обучающиеся 4-11 классов МБОУ Зимовниковской СОШ №10.

     Школьный этап олимпиады    проводился  по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский, иностранный язык (английский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, география,  литература,  история,  обществознание, астрономия, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, экология, экономика. Математика, русский язык для обучающихся 4 класса  по образовательным программам на начального общего образования.

     Школьный этап олимпиады  по следующим  общеобразовательным предметам: математика, информатика и ИКТ, химия, биология, физика, астрономия, проводился с использованием информационно-коммуникационных технологий  на платформе «Сириус.Курсы».

В цели и задачи  проведения школьного этапа предметных олимпиад входило следующее:

- создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

- создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;

- развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;

 - выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.

Олимпиадные задания для школьного этапа для обучающихся 4-11 классов были разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, имели разноуровневое направление, целью которых ставилось выявление знаний, умений и понимание личной ответственности за качество приобретенных знаний. В олимпиадных заданиях предусмотрена реализация межпредметных связей. Всем участникам олимпиады выдавались готовые задания. В олимпиадной работе было указано количество баллов за выполнение каждого задания, имелись теоретические, практические и творческие блоки. Большинство участников школьного этапа предметных олимпиад показали удовлетворительные результаты при  выполнении заданий. В олимпиадных заданиях по русскому языку некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом обучающимся удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Победители школьного этапа предметных олимпиад продемонстрировали удовлетворительный уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне. Эти обучающиеся примут  участие в муниципальном туре олимпиады. Не преодолели необходимый минимум для участия в муниципальном уровне по таким предметам как: английский язык, литература, русский язык, история, география, ОБЖ, технология, экология, экономика, что говорит о недостаточной подготовке обучающихся к заданиям, требующим творческого и нестандартного подходов на данных предметах.

Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали на следующих предметах: физкультура, обществование.

Ряд участников вышли на муниципальный тур:

 

Ф.И.О. наставника

Ф.И.О. участника

Предмет

Класс

Тип диплома на школьном этапе

Кол-во баллов на школьном этапе

1

Евшевский Эдуард Николаевич

 

обществознание

11

победитель

50 /100

2

Евшевский Эдуард Николаевич

 

обществознание

10

победитель

17 /33

3

Кожухов Александр Александрович

 

физическая культура

победитель

55 /75

4

Кожухов Александр Александрович

 

физическая культура

призер

54 /75

5

Кожухов Александр Александрович

 

физическая культура

призер

53 /75

6

Кожухов Александр Александрович

 

физическая культура

призер

52 /75

7

Кожухов Александр Александрович

 

физическая культура

10

победитель

65/ 84

8

Лемешко Владислав Сергеевич

 

физическая культура

призер

62/ 84

9

Рокутова Светлана Ивановна

 

русский язык

11

победтитель

57/ 98

10

Варченко Ирина Николаевна

 

Биология

11

победтитель

38

11

Варченко Ирина Николаевна

 

Биология

8

победтитель

28

12

Варченко Ирина Николаевна

 

Биология

8

призер

26

13

Сылка Алла Александровна

 

Химия

11

победтитель

18

14

Сылка Алла Александровна

 

Химия

10

победтитель

9

15

Сылка Алла Александровна

 

Химия

8

победтитель

14

16

Калашникова Татьяна Ивановна

 

Физика

11

победтитель

15

 

 

 

Анализ результатов выполнения заданий по предметам показал:

Литература

          В школьном этапе  Всероссийской  олимпиады школьников по литературе приняли участие  33 обучающихся   7-11 классов.

     Обучающимся 7 – 8 классов было предложено  два задания. Первое задание представляло собой анализ стихотворения с предложенной системой вопросов по этому тексту. Второе задание носило творческий характер и нацелено на выявление умения создавать текст в виде дневниковой записи. Максимальное количество баллов  после выполнения работы должно было равняться 70 баллам.

В результате проверки олимпиадных работ выявлено недостаточное  умение обучающихся анализировать  лирический  текст, диапазон количества набранных баллов в результате выполнения первого задания измерялся количеством баллов  от 5 до 25  из возможных 40.

К выполнению задания № 2 приступали только два человека, но качество выполнения этого задания было низким и не отвечало требованиям, предъявляемым к созданию текста дневниковой записи. Задание требовало широкого литературного и культурного кругозора,  наличия творческих способностей.

Ни победителей, ни призёров в результате проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников  среди обучающихся 7 – 8 классов выявлено не было, что свидетельствует о недостаточности накопленного читательского опыта.

     Специфика литературы определяется тем, что она представляет единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство. Задания, предложенные для олимпиады, полностью соответствуют этому единству.

Работы обучающихся показали, что на уроках литературы школьники знакомятся с подлинными художественными ценностями, ведут диалог с писателями. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Выполнение заданий олимпиады показало, что обучающиеся понимают образную природу словесного искусства, умеют анализировать художественные произведения и их жанровые особенности, делать выводы, высказывать собственное суждение о прочитанном.

К сожалению, обучающиеся затрудняются точно и конкретно выражать свои мысли, часто путают литературные термины, не всегда могут объяснить роль художественных особенностей произведения.

          В работах допущены  речевые,  орфографические и пунктуационные  ошибки.

Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов.

          Обучающимся были предложены два текста на выбор: эпический или лирический. Необходимо выполнить целостный анализ рассказов В.М. Шукшина «Раскас» или стихотворение М.А. Кузмина «Искусство». Работа оценивалась по четырёхбалльной системе. Все участники анализировали рассказ В.М. Шукшина

          50% порог не переступил никто.

          Допущены ошибки:

- понимание произведения как сложного целого смысла, адекватное раскрытие этого смысла;
- отсутствие точности формулировок, цитат;

- слабое владение теоретико-литературным понятийным материалом;

- не всегда уместное использование фонового материала в области культуры и литературы.

          Творческое задание не выбрал никто.

          Вывод: по-прежнему у обучающихся вызывает затруднение комплексный анализ прозаического и стихотворного текстов.

 

Русский язык

 

         В школьном  этапе  Всероссийской  олимпиады школьников по русскому языку приняло участие 59 обучающихся 4, 7-11 классов.

     Олимпиада по русскому языку проводилась в целях выявления у обучающихся филологических способностей.

Материалы 7 – 8 классов для олимпиады включали в себя 7 заданий (максимальный балл – 65) из следующих разделов: морфемика; лексикология и фразеология; сравнительное языкознание;  этимология; словообразование.

После проверки олимпиадных работ не были выявлены ни победители, ни призёры. Учащиеся справились с предложенными заданиями на низком уровне. В среднем лучше всего справились с заданиями из раздела морфемика, этимология.По остальным разделам русского языка  задания вызвали затруднения.

У учащихся слабые знания по разделу фразеология. Не смогли восстановить искажённые фразеологизмы и записать их в первоначальном виде. Плохо справились с определением лексического значения слов из древнерусских текстов, с заданием по переводу санскритских глагольных форм на русский язык. Никто не смог справиться с лингвистической задачей на решение смысловой пропорции.

Учащиеся продемонстрировали недостаточный уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий.

 Это объясняется бедностью словарного запаса, что в свою очередь является следствием отсутствия систематического чтения вне школы. Большинство заданий олимпиады базировалось не на школьной программе,  что  отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий. Это свидетельствует о необходимости вводить в учебный процесс задания повышенной сложности, развивающие творческие способности обучающихся, логическое мышление.

      Олимпиада  для 9-11 классов состояла из 10 заданий. Никто из участников не переступил порога в 50 % К заданию № 10 (роли имперфекта, содержащее конечное –ть) не приступил никто. Достаточно успешно справились с заданием № 7 (определить, каким членом предложения являются подчёркнутые слова), № 8 (перевести на русский язык сербские словосочетания).

Не справились с заданием № 1 (соотнесение русского и латинского вариантов: как передаётся дифтонг, чем это обусловлено в русском языке).

Вывод:

1. С заданием олимпиады школьного этапа по русскому языку справились не на должном уровне.

2. Ошибки и недочёты были допущены из-за невнимательного прочтения формулировок и задания.

3. Обучающиеся испытывают затруднения:

- в знании этимологии слов, навыках этимологического описания, аналитических способностях в целом.

- недостаточно ясное понимание словообразовательных способов, что делает ответ путаным.

 

     В школьном  этапе Всероссийской  олимпиады школьников по русскому языку приняло участие 9 обучающихся  4 классов.

Участники олимпиады показали крайне низкий уровень подготовки. Победителей и призеров олимпиады не выявлено по причине малого количества набранных баллов. Трудности вызвали практически все задания: исторические написания, связанные с этимологией, морфемикой, морфологией.

  Участники олимпиады показали в среднем недостаточно высокий уровень подготовки. Задания, требующие логического мышления, умения сопоставлять также вызвали затруднения по разделам:

  1. Фонетика;
  2. Словообразование (найти однокоренные слова и разные формы одного и того же слова);
  3. Этимология;
  4. Лексикология (трудности определение лексического значения слова);
  5. Пунктуация (расставить знаки препинания)

Победителей и призеров олимпиады не выявлено по причине низкого количества набранных баллов менее 50%.

 

История

    В олимпиаде  приняли участие  22 обучающихся 7-11 классов.

    Обучающиеся 7 классов не справились с заданиями на соотнесение исторических источников с описываемыми в них событиями, а также с заданиями на заполнение пробелов в тексте источника. Не справились также с заданиями по карте и с анализом иллюстративного материала.

    Обучающиеся 8- х классов затруднились при выполнении заданий на знание хронологии событий, не справились с заданием на заполнение пробелов в тексте источника.  Не справились также с заданиями по карте и с анализом иллюстративного материала.

    Обучающиеся  9 классов затруднились с выполнением задания с иллюстративным материалом:  при идентификации исторических деятелей (фамилия деятеля,фотография,информация о деятеле). Слабо выполнено задание на соотнесение географических пунктов и связанных с ними исторических фактов  и событий.

      Обучающиеся 10 классов затруднились с выполнением задания на анализ табличных данных, при работе с иллюстративным материалом, при работе с картой.

      Обучающиеся 11 классовзатруднились с выполнением задания с иллюстративным материалом:  при идентификации исторических деятелей (фамилия деятеля,фотография,информация о деятеле). Затруднения были при работе с картой.

Особую трудность у всех участников олимпиады вызвало задание по написанию исторического эссе.

Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов

 

Обществознание

В олимпиаде  приняли участие  25 обучающихся 7-11 классов

    Обучающиеся 7 классов затруднились при выполнении заданий на составление определений обществоведческих понятий и с заданиями на определение обобщающего понятия.

     Обучающиеся 8 классов затруднились при выполнении задания на определение понятия, соответствующего высказываниям известных людей. Также затруднились при ответе на вопрос, что объединяет понятия.

    Обучающиеся 9 классов затруднились с выполнением заданий по решению логической, экономической и юридической задач. Затруднения вызвало задание на соответствие авторов и их работ.  Практически все участники допустили ошибки или не приступали к выполнению заданий по работе с текстом. Были допущены ошибки при решении кроссворда.

     Обучающиеся 10классов затруднились с выполнением заданийпо работе с текстом.Задания включали проблемные вопросы, текст и вопросы к нему, высказывание и его анализ. Были трудности с отбором нужной информации из текста

     Обучающиеся 11 классов затруднились с выполнением заданий по решению логической, экономической и юридической задач. Затруднения вызвало задание на соответствие авторов и их работ.

При написании эссе участники олимпиады 9-11 классов показали слабые навыки определения проблемы,  использования примеров из истории, произведений мировой культуры, формулировании вывода.

 

3 обучающихся (7,10,11 класс) набрали более 50% объёма работы и стали призёрами

 

№ п\п

Ф.И.О. наставника

Ф.И.О. участника

Предмет

Класс

Тип диплома на школьном этапе

  1.  

Евшевский Эдуард Николаевич

 

обществознание

11

победитель

  1.  

Евшевский Эдуард Николаевич

 

обществознание

10

победитель

  1.  

Марченко

Наталья

Васильевна

 

обществознание

7

победитель

 

География

    В олимпиаде  приняли участие 26 обучающихся  7 -11классов.

    Всероссийская олимпиада школьников по географии в 7 и 8 классах состояла из 2х заданий теоретического раунда и 20 вопросов тестового раунда. В 9 классе из 4х заданий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       теоретического раунда и 20 вопросов тестового раунда. В 10-11 классах из 5 заданий теоретического раунда и 21 вопроса тестового раунда.

   Анализ выполнения участниками олимпиады заданий показал, что затруднения у обучающихся всех возрастных категорий вызвали задания аналитического раунда, направленные на выявление причинно-следственных связей, проведение сравнительно-географического анализа, распознавание географических объектов  по фрагментам текстов и географическим координатам.

     В ходе проверки олимпиадных работ комиссия выявила следующие затруднения:

7-8 -классы. Олимпиадные задания теоретического раунда требовали от участников нестандартного подхода для своего выполнения. Затруднения вызвали задания: на определение географических координат, работа с контурами стран и топографической картой местности. Были трудности с отбором нужной информации из текста, контуры карт сильно с мелким масштабом для 7 и 8 классов.

9-классы. Олимпиадные задания теоретического раунда требовали от участников нестандартного подхода для своего выполнения, проявления творческой индивидуальности. Затруднения вызвали задания: на решение задач по определению времени; чтению климатограммы;  на определение географических координат и  их распределение по объединяющим  признакам. 

10 классы.  В теоретическом раунде вызвали затруднения вопросы задания 2, на определение с точностью до минут разницу во времени между городами.

    В тестовом раунде было больше ответов, т.к. вопросы содержали информацию физической и экономической географии.

В целом, результаты олимпиады говорят о невысоком уровне подготовки обучающихся к выполнению нестандартных заданий, показывают  невысокий уровень кругозора.

    Максимальное количество баллов за работу в 7 классе -60 баллов, в 8 классе – 86 баллов, в 9 классах – 87 баллов, в 10 – 11 классах 106 баллов. Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов.

 

ОБЖ

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ проводился 21 октября 2022 года.

 В школьном этапе по ОБЖ приняли участие 25 чел., из них обучающихся: 7 класс – 7 чел,  8 класс -7 чел., 9 класса – 11 чел.

Школьный этап олимпиады по ОБЖ проводился по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией.

Школьный этап олимпиады состоял из теоретического тура.

        Наибольшие затруднения у участников олимпиады вызвали задания имеющие конкретные определения, способы распространения, распределения на определенные расстояния и т.д. Не все ребята справились с этим заданием. Типичными ошибками при выполнении заданий являлось неправильно названные состояния пострадавшего при оказании первой медицинской помощи, выбраны предметы, не относящиеся к оказанию помощи. Победителей нет, т.к. обучающиеся не набрали более 50% возможных балов.

Английский язык

   В олимпиаде приняли участие 9 обучающихся 7-8 классов и 7 обучающихся из 9-11 классов.

   На олимпиаде были предложены следующие задания:

1. аудирование (Listening) – 15 баллов (7-8 кл.) / 30 баллов (9-11 кл.),

2. чтение (Reading) – 15 баллов (7-8 кл.) / 30 баллов (9-11 кл.),

3. грамматика (Use of English) – 30 баллов (7-8 кл.) / 70 баллов (9-11 кл.),

4. письмо (Writing) – 20 баллов (7-8 кл.) / 20 баллов (9-11 кл.),

5. говорение (Speaking) – 10 баллов (7-8 кл.).

 При подведении итогов баллы за все задания суммируются и максимальное количество баллов составляет 90 баллов (7-8 кл.) и  150 баллов (9-11 кл.).

    В результате проведения олимпиады по английскому языку и последующей проверки работ было установлено, что ни один из участников олимпиады не смог набрать более 50% от общего количества баллов.

    При выполнении заданий по аудированию, которые нацелены на узнавание и распознавание иноязычной информации, и в которых предлагается множественный выбор (из трёх опций: True, False, Not Stated) и на установление фактической информации (соответствие высказываний и утверждений),  участники  набрали от 4 до 8 баллов из 15 возможных (7-8 кл.), от 4 до 16 баллов из 30 возможных (9-11 кл.).  Количество допущенных ошибок свидетельствует о недостаточной сформированности у обучающихся умений и навыков аудирования, способностей восприятия иноязычного текста на слух, умений выделить необходимую информацию.

     Задания по чтению нацелены на анализ и интеллектуальную обработку информации, проверяют дискурсивную компетенцию участников. Участникам предлагались задания по чтению на полное понимание прочитанного текста (заполнение пропусков словами или фразами),  на соотнесение и поиск необходимой информации в тексте (множественный выбор из трёх опций: True, False, Not Stated),  на соответствие между заголовками и текстами.

Большинство  участников слабо   справились с  заданиями по чтению, участники  набрали от 3 до 12 баллов из 15 возможных (7-8 кл.), от 3 до 16 баллов из 30 возможных (9-11кл.). Выполненное задание  свидетельствует о неспособности некоторых обучающихся извлекать из прочитанного наиболее важную информацию, логически мыслить, сопоставлять факты, сортировать полученную информацию, владеют недостаточным знаниями лексических единиц.

      Целью лексико-грамматического задания является проверка языковой компетенции обучающихся. Лексико-грамматический тест состоял из двух видов заданий для 7-8 классов (составление слов из  указанных букв и решение анаграмм, исправить орфографические и грамматические ошибки) с максимальным количеством баллов – 30  и четырёх заданий  для 9-11 классов  (словообразование, дополнить составные существительные или словосочетания словами из таблицы,  образовать прилагательные, сопоставить название с описанием) с максимальным количеством баллов – 70. Участники набрали от 2 до 9 баллов из возможных 30 баллов (7-8 кл.), от  2 до 12 баллов из возможных 70 баллов (9-11 кл.). Такие низкие баллы показали, что обучающиеся плохо владеют грамматическим и лексическим материалами, правилами словообразования, и в заданиях содержится лексика, которая не изучается по школьной программе.

   Следовательно, данный раздел недостаточно отработан и требует дальнейшей тщательной работы в данном направлении.

  В задании «Письмо»  предлагалось написать продуктивное письменное высказывание в формате CV (80-120 слов) для обучающихся 7-8 классов   и письмо-ответ на отрывок из газетной статьи (120-150 слов) для обучающихся 9-11 классов.   К написанию письма не приступили обучающиеся по причине, что не смогли рационально распределить время, отведённое на выполнение каждого задания, поэтому у них не хватило времени для выполнения письменного задания.

Задание по говорению (в течение 2-3 минут  раскрыть вопросы  по теме, употребляя слова, предложенные в рамочке) оказалось трудным для обучающихся в связи с тем, что предложенная тема для обсуждения «Путешествие»  изучается по программе в 8 классе со второй четверти.

Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов.

 

Физическая культура

В олимпиаде приняли участие 20 обучающихся 7-8 и 9-11 классов.

Конкурсное задание состояло из двух частей:

  1. Теоретико-методическое (включающая ответы на тестовые  вопросы).
  2. Практическое (выполнение упражнений базовой части примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика.

Членами жюри были выбраны два направления: баскетбол и лёгкая атлетика.

Общее количество баллов из двух частей составляло 100.

В результате проверки работ по теоретико - методической части было выявлено, что уровень знаний обучающихся средний, владеют частично знаниями и умениями в области  «Физическая нагрузка и здоровый образ жизни», что говорит о средней  подготовке обучающихся к теоретической части олимпиады  и определяет направления работы по подготовке в олимпиаде по физической культуре.

     Практическими навыками выполнения физических  упражнений в баскетболе у девушек и юношей владеют все участники, за исключением некоторых элементов в ведении мяча, штрафных бросков, повлекших спешку и волнение.

Победителем школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре  стала обучающиеся 9 и 8 класса,  призерами  обучающиеся 9,10 класса, а также обучающиеся 8 класса

Проведение школьного этапа предметных олимпиад способствует формированию и развитию потребности у обучающихся к интеллектуальной, научно-исследовательской деятельности, при этом учитываются их возрастные особенности, сфера интересов. Однако не всем обучающимся удалось продемонстрировать при выполнении заданий предметных олимпиад расширенный и оптимальный уровни усвоения учебного материала. По итогам проведения школьного этапа сформирована команда обучающихся  для участия в муниципальном этапе предметных олимпиад.

Экономика

    В олимпиаде  приняли участие  10 обучающихся 10-11 классов.

    Обучающиеся справились с заданиями на проверку теоретическихз знаний.

    Особые затруднения у обучающихся вызвали задания на проверкусоднржания вопросов расчета  прибыли, издержек (задачи, требующие применения математических вычислений).

    Общий уровень подготовленности обучающихся яляется невысоким, в некоторой степени вследствие отсутствия отдельного предмета экономика в школьном курсе. 

    Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов

 

Технология

В школьном этапе олимпиады  по технологии приняли участие 20 обучающихся 6-7 классов.

Проведённая олимпиада состояла из тестовых заданий по следующим направлениям: «Техника, технологии и техническое творчество».

Основными целями и задачами олимпиады по технологии являются:

- актуализация знаний по технологии;

- пропаганда и актуализация научных знаний по специальности;

- развитие интересов к познавательной деятельности в области технологии.

- пробуждение интереса к социализации творческих инициатив (социокультурная адаптация школьников);

- повышение значимости и престиж профессии в рыночных условиях экономических отношениях.

- создание необходимых условий для выявления и развития творческих способностей.

При выполнении задания обучающихся были поставлены в равные условия. Они работали в одно и тоже время с одинаковыми по объему и сложности материалом.

Все участники олимпиады справились с заданием, что изучает предмет технология, технические и энергетические машины, свойства древесины, фрезерные станки. При выполнении олимпиадных заданий у обучающихся затруднения были в следующем:

- по представленным чертежам определить радиус, условные обозначения изображённые на рисунке;

- затруднения в определении объема детали в кубических сантиметрах;

Задания межпредметные связи с физикой, а именно в решении задач.

Победителей и призёров нет, так как  участники  не набрали 50% баллов